Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Инженер аффинажного предприятия Досым Мамыт предложил решение проблемы утилизации отработанных автомобильных катализаторов.
Горы ржавых автомобилей, гниющей обшивки, деталей радиаторов и глушителей. Все это неаккуратно складировано в нашей бескрайней степи и нарушает эстетику пейзажа. Несмотря на все усилия 18 предприятий Казахстана, занимающихся утилизацией старых авто (на средства утильсбора), таких «кладбищ» меньше не становится. И даже наоборот – они имеют тенденцию к росту.
А между тем все это – ценнейшее сырье для промышленности, которое сегодня в лучшем случае вывозится за рубеж. Каждый старый автомобиль буквально «нафарширован» деталями, которые при надлежащей переработке могут превратиться в новый товар, востребованный рынком. По золоту ногами ходим, в буквальном смысле этого выражения.
Например, каталитический нейтрализатор – он же каталитический преобразователь, он же каталитический конвертер. Это устройство в выхлопной системе автомобиля, работа которого направлена на снижение токсичных выбросов в атмосферу. Для особо дотошных читателей поясним, что достигается это путем реакции восстановления оксидов азота до азота и кислорода – дожига угарного газа и несгоревших углеводородов.
В химии катализатор – это вещество, ускоряющее или вызывающее химическую реакцию, но само при этом нерасходующееся. Такими веществами являются медь, никель, золото, палладий, родий, хром… Короче, большинство драгоценных и редких металлических элементов. Драгметаллы, содержащиеся в каталитическом нейтрализаторе, находятся в сплаве с другими металлами и расположены в мельчайших керамических ячейках.
Большинство автомобилистов считает, что специализированных предприятий по утилизации этой детали на территории Казахстана нет. Поэтому отработанные, а точнее, выбитые из автомобильного глушителя катализаторы… вышвыриваются на свалку.
Да, не удивляйтесь. По статистике, 59% этих отработанных деталей захораниваются как и где придется, 27% утилизируются вместе с автомобилем и лишь 14% сдаются на переработку, а в наших реалиях – сборщикам цветмета.
Почему же это ценное сырье не может послужить экономике Казахстана? Над этой темой задумался инженер ТОО «Тау-Кен Самрук» Досым Мамыт. В рамках конкурса «Лучший по профессии Үздік Маман», который ежегодно проводится на предприятиях группы АО «Самрук-Казына», он предложил своё техническое решение.
Переработка разобранного (но не измельченного), а затем расплавленного каталитического нейтрализатора в гидрометаллургическом растворе «царской водки» (набора сильных кислот) в течение 60 дней позволяет затем извлечь 98% платины, 97% палладия и 86% родия, находящихся в сплаве.
При этом инженер предлагает две разные бизнес-модели. Первая – при которой аффинажный завод «Тау-Кен Алтын» принимает на переработку у поставщика отработанные автомобильные катализаторы, но с условием оплаты их последующей утилизации по цене 140 тенге за 1 кг лома. После получения 100%-ной оплаты за утилизацию компания проводит анализ содержания драгоценных металлов в поставленных катализаторах и возвращает 30% от стоимости драгоценных металлов в сырье поставщику. Поставщику это даст возможность сдерживать цены на продукцию, а для переработчика катализатора в золото это – дополнительная прибыль.
Вторая модель заключается в обычной покупке сырья у сторонних поставщиков для восполнения собственных запасов драгоценных металлов компании. Но поскольку при этой сделке нет возможности предварительно установить содержание драгметалла в сырье, то цена за отработанные автокатализаторы будет выше – 21 000 тенге за килограмм.
В обоих случаях доходной частью проектов будет выручка от реализации уже извлеченных и аффинированных драгоценных металлов. Разумеется, если будут выдержаны технологические параметры их извлечения и приемлемая цена на 1 грамм драгметалла на рынке.
Правда, есть и недостатки этой идеи. Во-первых, степень извлечения платины при переработке катализатора может снижаться в зависимости от содержания примесей. Во-вторых, существуют некоторые ограничения по загрузке производственных мощностей до 192 тонн катализатора в год. В-третьих, нерастворимый осадок с влаж-
ностью 25% потребует дополнительных затрат на сушку для безопасного захоронения отходов производства (или поставку на другие заводы).
Но есть и преимущества. Во-первых, «Тау-
Кен Алтын» показывает высокие средние показатели извлечения по сравнению с тем, что предлагается на мировом рынке переработки вторичного сырья металлургического производства. Во-вторых, обеспечивает быстрый цикл переработки – до 60 дней. В-третьих, это возможность использования в переработку «бедного» сырья, то есть ломаных катализаторов с содержанием не менее 0,165 % драгоценных металлов на общий объем поступающего сырья. И, наконец, абсолютное отсутствие загрязнения производственной зоны и окружающей среды.
Досым Мамыт уверен, что в «Тау-Кен Алтын» может быть успешно использована зарубежная технология переработки отработанных автомобильных нейтрализаторов, позволяющая перерабатывать сырье с более низким содержанием драгоценных металлов за меньший период времени с более высокими показателями извлечения.
«Вопросами вторичной переработки промышленных отходов в медь и золото я заинтересовался еще на учебе в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). Позже этот интерес вылился в магистерскую диссертацию, которую я защитил под руководством профессора кафедры цветных металлов и золота Елены Богатыревой – признанного корифея в этой области», – рассказал корреспонденту SK NEWS Досым Мамыт.
Молодой инженер не в первый раз обращается к этой животрепещущей теме. В 2016 году он выступил на конкурсе имени Потанина с работой «Выбор и обоснование технологии переработки медного концентрата с получением богатого штейна», за что был удостоен специального диплома. Свои познания и идеи он пытался применить в медной корпорации «Казахмыс».
Но вскоре «зов золота» поманил его на вновь открывшуюся вакансию в ТОО «Тау-
-Кен Алтын». Вот здесь молодой металлург развернулся в полную силу, приняв активное участие в коллективной работе над новой технологией выщелачивания хлоридных шлаков, содержащих серебро, с последующей выплавкой сплавов и внедрении системы «АИС Диспетчер».
Этот и другие проекты не остались незамеченными в кругу представителей отрасли: в 2020 году инженер удостоился Почетной грамоты Республиканской ассоциации производителей драгоценных металлов. А в прошлом году, в свой профессиональный праздник, в День металлурга, он получил благодарственное письмо от руководства АО «Тау-Кен Самрук», отметившего его вклад в деятельность компании.
Кстати, вклад не только производственный: сборная аффинажного завода по футболу, капитаном которой является Досым, не раз одерживала победы в корпоративных турнирах. В этом году команда «Тау-Кен Алтын» хорошо заявила о себе на VII спартакиаде Фонда «Самрук-Қазына».
Сегодня молодой металлург надеется, что его проект вызовет интерес не только в Фонде «Самрук-Қазына», но и у потенциальных поставщиков сырья-отработанных катализаторов – игроков рынка вторичных цветных металлов.
«В результате реализации этого проекта на территории нашей страны впервые может быть опробована технология, которая при масштабном применении сократила бы объем захоронения твердых отходов автомобильной промышленности», – уверен Досым Мамыт.
Алексей БАНЦИКИН