Главная Новости Как работает электрическая подстанция? Фоторепортаж
28 июня 2019, 08:00 4294

Как работает электрическая подстанция? Фоторепортаж

Как работает электрическая подстанция? Фоторепортаж

Центральная главная понизительная подстанция расположена в черте города Нур-Султан. Снаружи она напоминает типичный режимный объект: по периметру высокий забор, у входа – шлагбаум. Однако внутри все не так устрашающе, заверяют нас местные обыватели. Заглянем?

Общая территория подстанции – 25 га. Большую ее часть занимают трансформаторы и электроустановки. Проходя мимо последних, можно услышать характерное потрескивание.

"Сюда поступает электроэнергия со стороны Экибастуза – ГРЭС-1, ГРЭС-2 и других источников генерации. Ее понижают и отправляют дальше по объектам. Главная задача KEGOC – обеспечить надежную и безаварийную работу электрических сетей", – объяснил нам встречающий – начальник производственно-технической службы Азамат Амренов.

Почти в центре подстанции находится памятник. Надпись на нем гласит: "Главная понизительная подстанция построена по проекту института "Энергосетьпроект" трестом "Уралэлектросетьстрой" в 1964 году".

Чуть поодаль стоит оперативный пункт управления. Здесь располагается главный щит управления. С его помощью дежурный инженер подстанции следит за оперативным состоянием коммутационного оборудования и при необходимости, нажатием всего лишь нескольких кнопок, может обесточить линию электропередачи для проведения ремонта, а после завершения работ "вернуть ее в строй".

Стоит отметить, что, несмотря на техническую безупречность этого аппарата, доверять автоматике на 100% он не осмеливаются. Прежде чем допустить ремонтную службу к делу, лично – при визуальном осмотре – убеждается, что тот или иной участок безопасен: силовые выключатели сработали, а разъединители приняли правильное положение.

Фиксирует все это экшн-камера. По словам начальника Акмолинских ТЭС Ержана Кудербаева, надевать ее перед выходом на территорию открытого распределительного устройства должны руководящие сотрудники, проводящие переключения и ремонтные работы. Все полученные видео архивируются.

"Для чего они нужны? Чтобы в случае возникновения какой-либо ситуации можно было убедиться, что все правила безопасности были соблюдены, а работы выполнены правильно", – сказал Ержан Кудербаев.

Начальник производственно-технической службы Азамат Амренов пояснил, что столь щепетильное отношение к работе, учитывая ее специфику, очень важно.

"Так как здесь высоковольтное оборудование, то даже не обязательно прикасаться к нему, чтобы тебя ударило током. Например, если это сети 220 кВ, то допустимое расстояние до токоведущих частей составляет 2 метра, если это сети 500 кВ – 3,5 метра", – отметил собеседник.

Ремонтная кампания проходит здесь ежегодно с апреля по сентябрь. Однако бывают и непредвиденные ситуации, когда необходимо экстренное вмешательство специалистов.

Кто еще здесь трудится?

Надежность электроснабжения в нормальном, ремонтном и аварийных режимах работы электрической сети обеспечивает оперативно-диспетчерская группа.

Защищает людей и оборудование от коротких замыканий и других неисправностей в электрической схеме релейная защита, которую обслуживает специальная группа.

"Рассмотрим такой пример. Недалеко отсюда начали стройку, и случайно задели краном отходящую линию – произошло замыкание. В этот момент релейная защита, буквально за несколько секунд считывает все параметры, дает команду и полностью обесточивает этот участок", – пояснил Азамат Амренов.

Особняком стоит группа однофазных автотрансформаторов, которая понижает напряжение в сети с 500 кВ до 220 кВ. Зачем это нужно?

"По сути, передавать электроэнергию можно было бы и по сетям меньшего напряжения, но на большие расстояния происходят большие потери. Чтобы минимизировать их и было придумано такое сложное оборудование", – сказал начальник Акмолинских ТЭС Ержан Кудербаев.

Срок службы автотрансформатора – 25 лет. Но если у него хорошее состояние, этот период можно продлить.

Куда девают трансформаторы после того, как завершается период их эксплуатации? Отдают на металлолом.

Все эти преобразователи электрической энергии наполнены маслом. Несколько раз в год сотрудники местной лаборатории берут его на пробу. Если ситуация не критична, масло отправляют на очистку, если отклонения от нормы значительны – меняют на новое.

Чуть поодаль находится массивный трехфазный автотрансформатор. Его вес с учетом наполнителя – 274,5 тонны.

"Сюда его доставили на поезде, потом тянули лебедкой", – прокомментировал наличие железнодорожных путей Ержан Кудербаев.

По его словам, этот современный аппарат оборудован противопожарной системой SERGI. Как она работает?

"При возникновении пламени внутри создается давление. Как только оно превышает нормы, срабатывает клапан и сбрасывает часть масла в специальную емкость. Освободившееся пространство наполняется азотом, нет кислорода – нет пожара", – сказал начальник Акмолинских ТЭС.

Стоит отметить, что все трансформаторы окружены бетонными заборами – своеобразными "щитами", которые в случае пожара не позволят огню перейти на соседние объекты, и ярко-красным противопожарным водопроводом. В распоряжении подстанции – 300 кубов воды.

Не остался без внимания вопрос и о безопасности автотрансформаторов для окружающей среды.

"На природу они никак не влияют, так как не допускаем попадания масла в окружающую среду. Для этого автотрансформаторы устанавливаются в специальные маслоприемники, которые в случае утечки масла, принимают его и по трубам направляют в маслосборники. Таким образом масло с грунтом не соприкасается", – пояснил Ержан Кудербаев.

Примечательно, что все сотрудники подстанции, прежде чем приступить к работе, ежедневно проходят медицинский осмотр и сдают алкотест.

Евгения СЕМАШКИНА

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: