Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Сотрудники "Казатомпрома" постоянно в поисках идей, как улучшить свою работу и пространство вокруг себя. Почему? На этот и другие вопросы SK News ответил главный директор по производству, член правления холдинга Марат Ниетбаев.
Расскажите про концепцию бережливого производства. Как она понимается в "Казатомпроме"?
Это не просто подход, а целая философия. Она заключается в непрерывном совершенствовании, цель которого – максимально снизить издержки. Результаты этого совершенствования распространяются, тиражируются и становятся стандартом. Затем цикл повторяется. А предела совершенству, как известно, нет. Мы ориентируемся на лучший мировой опыт – то, как это делается в японской Toyota, которая прославила на всю планету подход кайдзен.
В нашей компании любые рационализаторские идеи, даже самые неординарные, приветствуются и поощряются. В том числе и материально. Мы платим даже за те идеи, которые впоследствии не удается реализовать. Главное – дать сотрудникам посыл, мотивировать их постоянно думать, как оптимизировать рутинные действия, улучшить процесс производства, организовать и систематизировать рабочее пространство.
Интересно, сколько Вы платите сотрудникам за идеи?
Минимальная сумма выплат за предложения по постоянным улучшениям – 2000 тенге, максимальная – 5000 тенге. За поданное рационализаторское предложение – не менее 1 МРП, а за уже принятое к внедрению – не менее 2 МРП.
Для примера, выплата за 1-е место лучшему рационализатору в 2018 году составила 1 млн тенге.
В целом в 2018 году от внедрения инноваторских и рационализаторских предложений мы получили экономический эффект в размере около 3 млрд тенге. Цифры говорят сами за себя.
Интересная практика. Какие еще инструменты использует КАП, чтобы поощрять сотрудников, развивать у них рационализаторское мышление?
Еще один инструмент моральной мотивации – это переходящий кубок, который мы ежеквартально вручаем одной из наших дочерних компаний, где сотрудники предложили и внедрили наибольшее количество решений. Награда престижная, а потому очень желанная. Если компания становится обладателем кубка три раза подряд, то он остается у этого предприятия навсегда. И разыгрывается уже новый кубок.
Такая мера – дань заслугам инноваторов, потому что долго оставаться лучшими в условиях высокой конкуренции – задача весьма непростая. Пока вечного держателя кубка еще не было, но сейчас, например, хороший темп задает предприятие "Семизбай-U". Ноздря в ноздрю с ним идет "Орталык". Всегда хорошие показатели также у "КАТКО" и "Инкай". За их борьбой всегда интересно наблюдать, а соревновательный дух дает импульс новым задумкам. Кроме того, наши предприятия соседствуют и быстро копируют успешный опыт друг у друга.
Также мы регулярно проводим конкурсы, на которых награждаем авторов самых лучших решений среди всех компаний холдинга.
Еще один пример. В начале года мы организовали первый Форум эффективных идей "Казатомпрома", объявили конкурс на лучшие проекты. Практически каждое предприятие предложило свои решения. 23 компании выставили на суд жюри 69 проектов. Скажу вам, что среди этих проектов есть очень интересные и перспективные, которые мы рекомендовали для тиражирования на других "дочках".
Все это говорит о том, что у сотрудников "Казатомпрома" есть желание улучшать процессы, а значит, есть желание развивать "Казатомпром".
Расскажите о лучших из них.
К примеру, один из сотрудников ТОО "Инкай" предложил решение, экономический эффект от которого может превысить 300 миллионов тенге. Его суть заключается в увеличении производительности роторных сушилок. Идея позволяет снизить объемы толлинговых услуг, себестоимость, трудозатраты на учет и контроль, а также приносит много других дополнительных положительных эффектов.
Другая идея – с менее выраженным экономическим, но весьма очевидным качественным эффектом – принадлежит работнику ТОО "Кызылкум". Он придумал способ, как сократить потери при транспортировке погружных насосных агрегатов. Эта проблема существует с момента начала добычи урана, поэтому идеи по ее решению очень приветствуются в "Казатомпроме". Экономия дизельного топлива, которая может быть достигнута благодаря идее нашего сотрудника, может превысить 400 тысяч тенге.
Отлично. Что еще делает "Казатомпром", что могут, к примеру, перенять другие компании, не входящие в атомный холдинг?
Много внимания мы уделяем обучению, распространению философии кайдзен и лучших инновационных практик, которые рождаются в наших компаниях. Выбираем самых лучших сотрудников, опинион-мейкеров и с их помощью "сеем" идеи в дочерних предприятиях.
Совсем недавно делиться опытом к нам приезжал Хаджиме Сузуки – эксперт Японского агентства международного сотрудничества. Он известен в том числе и тем, что ездил в Сингапур и внедрял там кайдзен, то есть стоял у истоков и содействовал тому, что потом назвали сингапурским экономическим чудом. Приезжают к нам не менее известные и одаренные звезды из других стран мира – мы не экономим на развитии и воспитании наших сотрудников.
Думаю, эта практика совсем не новая для других компаний группы Фонда, но ей нужно уделять достойное внимание. Развитие сотрудников должно быть на первом месте.
Вы много знаете о постоянном совершенствовании в работе. Следуете ли Вы принципам кайдзен в своих привычках?
Да, конечно. Все процессы должны начинаться и инициироваться в первую очередь самими руководителями. Я стараюсь вести здоровый образ жизни. Стараюсь жить качественно – не существовать, а именно жить. Но работать нужно не только над телом, но и духом, разумом. Я много читаю и стараюсь находить больше времени для изучения иностранных языков.