Главная Новости Комплаенс-функция - эффективный инструмент управления коррупционными рисками
12 мая 2022, 21:17 530 Алексей Банцикин

Комплаенс-функция - эффективный инструмент управления коррупционными рисками

Комплаенс-функция - эффективный инструмент управления коррупционными рисками

Для обеспечения прозрачности, соблюдения требований законодательства и предотвращения коррупционных рисков АО «Самрук-Қазына» активно продвигает институт комплаенс во всех портфельных компаниях, тем самым выводя борьбу с коррупцией на качественно новый уровень. О сути комплаенс на брифинге рассказал руководитель службы Даурен Акшалов

С 2017 года созданы комплаенс-службы в 16 портфельных компаниях и во всех их дочерних организациях. В данное время в группе компаний функционирует 77 самостоятельных комплаенс-служб и 44 подразделения, на которые возложено исполнение антикоррупционных комплаенс-функций. Все комплаенс-службы подотчетны напрямую Совету директоров, что обеспечивает их независимость от исполнительных органов. 

Как сообщил руководитель комплаенс-службы АО «Самрук-Қазына» Даурен Акшалов, такие службы в группе Фонда появились еще до законодательного закрепления их роли. Они применяют лучшие международные практики в сфере управления коррупционными и регуляторными рисками. Проводятся внутренние анализы и мониторинг этих рисков, результаты которых направляются в заинтересованные государственные органы и компании.

«Служба комплаенс не обладает правом вето, но ее рекомендации встроены во все процессы. Они должны приниматься с должным вниманием, а соответствующие решения - приниматься в соответствии с риск-аппетитом компании, - сказал Даурен Акшалов. - Если меры не принимаются, мы можем вынести вопрос о привлечении к ответственности на более высокий уровень».

В рамках реформ Фонда усилена роль комплаенс в обеспечении прозрачности закупок. Согласно новому Порядку закупок, принятому с 1 апреля 2022 года, все закупки из одного источника в группе компаний проходят комплаенс-проверку. Также установлен запрет деловых отношений с поставщиками, участники которых зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях.

В новом Порядке закупок предусмотрена возможность одностороннего расторжения сделок в случае нарушения поставщиками антикоррупционных обязательств. Поставщики могут обращаться в комплаенс-службу с жалобами на процесс закупок через горячую линию. Одним из действенных инструментов предотвращения коррупции стала проверка благонадежности контрагентов. В настоящее время осуществляются работы по автоматизации этого процесса в системе электронных закупок Фонда.

Планируется подключение к государственным базам данных, что позволит проводить анализ действующих контрагентов, а также проверку благонадежности третьих лиц и их аффилированности с работниками группы Фонда. Подключение к базе данных позволит проводить проверку по санкционным и иным «черным спискам», а также мониторинг активности третьих лиц на основе сценариев и исторических данных.

Еще одним эффективным инструментом в борьбе с нарушениями законодательства и коррупцией стала система инициативного информирования (горячая линия). Работники группы компаний «Самрук-Қазына» и любые другие ассоциированные лица могут позвонить на горячую линию, оператором которой является независимая компания (KPMG). Анонимность и защита от притеснения заявителей гарантируется Политикой инициативного информирования.

С 2018 года число обращений выросло в четыре раза. В 2021 году на горячую линию поступило 594 обращений, из которых 150 случаев были подтверждены. 43% поступивших обращений касаются трудовых конфликтов, 15% - процедуры закупок, 12% - нарушения установленных процедур и законодательства, 13% - мошенничества, краж и хищения. Наибольшее число обращений касаются Қазақстан Темір Жолы, ҚазМұнайГаз и Казпочты. Информация по выявленным нарушениям направляется в соответствующие государственные органы в случае обнаружения состава уголовного или административного правонарушения. 

«Первый руководитель компании группы Фонда несет персональную ответственность за коррупционные правонарушения подчиненных. Эти изменения уже утверждены по всей Группе компаний. Служба комплаенс и мои коллеги являются драйвером изменений не только Фонда, но и всего квазигосударственного сектора в сторону большей прозрачности», - подытожил Даурен Акшалов.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Нур-Султан, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: