Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Генеральный директор АО "КазТрансОйл" Димаш Досанов в интервью Kapital.kz рассказал о ценах на акции компании и прокомментировал ситуацию с загрязнением казахстанской нефти, передает SKnews.kz.
Доставить нефть на НПЗ, обеспечить экспорт казахстанского сырья и увеличить транзит через территорию Казахстана – основные задачи АО "КазТрансОйл".
Чем завершился вопрос по компенсации за загрязненную нефть и какова роль "КазТрансОйла" в этом процессе?
Свыше 90% экспортируемой казахстанской нефти сегодня проходит через территорию России. ПАО "Транснефть", российский оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, один из наших важнейших партнеров. Через систему КТО казахстанская нефть идет по "Атырау-Самара" и далее в порты Новороссийск и Усть-Луга. Там загружается в танкеры и уходит по морю на экспорт.
Теперь о ситуации с загрязнением нефти. Нефть казахстанских грузоотправителей, которую мы транспортировали по "Атырау-Самара", была загрязнена хлорорганикой в порту Усть-Луга при наливе в танкеры. Такая ситуация произошла впервые на Евразийском пространстве. Российские коллеги отреагировали очень быстро и профессионально. Подтвердили, что загрязнение произошло на территории России и ущерб будет возмещен. В этом вопросе с президентом ПАО "Транснефть" Николаем Токаревым мы достигли взаимопонимания во время переговоров весной в Санкт-Петербурге, в рамках заседания Международной ассоциации транспортировщиков нефти. В беседе Николай Петрович заверил, что ущерб будет возмещен.
Документально подтверждено загрязнение хлорорганикой около 699 тыс. тонн нефти, принадлежащей 38 казахстанским нефтяным компаниям. В рамках урегулирования данного инцидента в настоящее время акционерным обществом "КазТрансОйл", выступающим от имени данных компаний, проводится работа по подписанию соответствующих соглашений с ПАО "Транснефть" и АО "Транснефть-Дружба".
Вы сказали, что это был первый случай на Евразийском пространстве. Какие меры принимаете, чтобы такие инциденты не повторялись?
Если говорить о нефтепроводах КТО, то система контроля функционирует надежно. Однако, как это принято в международной практике управления рисками, каждый негативный случай независимо от того, где он происходит, анализируется на предмет возможности возникновения такой ситуации в будущем.
Чтобы вы понимали, "КазТрансОйл" не использует хлорорганические соединения при транспортировке нефти. При этом в процессе нефтедобычи и подготовки нефти применяются реагенты, которые могут содержать хлорорганические вещества. Поэтому после инцидента в системе магистральных нефтепроводов ПАО "Транснефть" мы провели встречу с грузоотправителями и договорились о том, что они будут обеспечивать постоянный контроль использования реагентов на месторождениях и оснастят свои лаборатории необходимым оборудованием для анализа качества нефти.
Мы в свою очередь тоже усилили контроль за качеством транспортируемой нефти и дополнительно оснащаем собственные химические лаборатории на всех приемо-сдаточных пунктах приборами и реактивами для ежедневного отслеживания показателя массовой доли органических хлоридов, при необходимости.
Чем вы можете объяснить снижение котировок акций компании в этом году?
Наши акции растут в преддверии выплаты дивидендов: пик котировок достигается примерно в феврале-мае каждого года, за которым следует снижение после выплаты дивидендов. К большому сожалению, с 2014 года постдивидендное снижение котировок усиливается внешними факторами, которые негативно влияют на настроения части инвесторов. В этом году существенное влияние оказала эмоциональная реакция рынка на размер дивиденда за 2018 год и изменение курса национальной валюты.
Надо учитывать, что с момента IPO "КазТрансОйл" является одной из немногих компаний из представительского списка индекса KASE, которая стабильно выплачивает дивиденды. За это время компания выплатила акционерам порядка 330 млрд тенге. Суммарный размер дивидендов в расчете на одну акцию составляет 857 тенге, то есть 118% к цене размещения. За последние четыре года "КазТрансОйл" выплачивал дивиденды, превышающие чистую прибыль. В этот раз ожидания миноритарных акционеров не совпали с реальностью.
Если оценивать компанию по показателю совокупного дохода акционеров (total shareholder return – TSR), то очевидно, что "КазТрансОйл" обеспечивает своим акционерам более чем привлекательную доходность. За весь период с даты проведения IPO средняя доходность акционеров превышает 22%.
То есть акции недооценены?
Уровень текущих котировок не соответствует фундаментальным показателям компании и мультипликаторам, используемым для оценки публичных компаний. И это не только мое мнение. Оценки и рекомендации аналитиков фондового рынка подтверждают высокий потенциал роста котировок акций "КазТрансОйла". Об этом же свидетельствует готовность инвесторов покупать бумаги на текущих уровнях. В сентябре, например, доля торгов акциями "КазТрансОйла" составила почти 10% от всего объема торгов всеми акциями на KASE. И это при том, что в обращении находится 138 наименований акций.
Очевидно, что котировки акций "КазТрансОйла" завершают очередной цикл снижения и в ближайшее время должны перейти к росту, что подтверждается динамикой торгов в октябре.