Главная Новости QAZAQ AIR стремится к новым горизонтам
29 июля 2022, 15:07 2185 Алексей Банцикин

QAZAQ AIR стремится к новым горизонтам

QAZAQ AIR стремится к новым горизонтам Фото SK NEWS

Баку, Казань, Екатеринбург и многие другие города и страны стали для казахстанских пассажиров ближе, чем спинка соседнего сиденья. За семь лет своего существования авиакомпания Qazaq Air накопила достаточный опыт работы на внутреннем и международном рынках и сегодня делает стремительный рывок вперед по пути обновления и модернизации. Но главный капитал компании – люди.

Самая совершенная техника без рук человека – обычное железо. Взлетая в небо, мы порой оставляем без внимания факт, что наш полет подготовлен и осуществляется десятками тысяч людей.

Путь в небо второго пилота авиакомпании Qazaq Air алматинца Кайрата Искакова был труден и изобиловал многочисленными преградами. Парень «заболел» самолетами еще в детстве, посмотрев гениальный фильм «В бой идут одни старики». И когда выпускник Суворовского училища получил направление в Актюбинское летное, для него это было сродни счастливому билету.

Позже в числе лучших выпускников он был откомандирован Министерством обороны Казахстана в Академию Воздушных вооруженных сил в Стамбуле. Получив свидетельство пилота вертолета, десять лет отслужил в военной авиации Казахстана. Служить пришлось в том числе и за рубежом, как говорят военные, «за речкой». Об обстоятельствах службы он предпочитает не рассказывать.

«Герой фильма «Мимино» ласково называл свой вертолет «бабочкой». Внешне так оно и есть. Но управлять этой винтокрылой «бабочкой» иногда намного сложнее, чем истребителем. Особенно в боевых условиях. Возможно, со мной не согласятся, но пилот, получивший опыт за штурвалом вертолета, намного увереннее себя чувствует в кабине даже самого современного авиалайнера», – считает Кайрат.

Фото SK NEWSФото SK NEWS

После ухода в запас свою квалификацию «водителя» пассажирского судна Кайрат Искаков подтвердил в другой авиакомпании. Известно, что в гражданской авиации неохотно принимают военных коллег, считая их «лихачами». Но в этом случае уравновешенность, пунктуальность и самообладание офицера ВВС произвели впечатление на аттестационную комиссию. Четыре года второй пилот Искаков с точностью хронометра поднимал самолеты и сажал их на посадочную полосу. В 2019 году контракт пилота с авиаперевозчиком завершился и после прохождения собеседования он поступил пилотом в Qazaq Air, где работает и до сих пор.

Совсем иная, удивительная история у бортпроводницы Алии Джумашевой. Согласитесь, не каждый раз обслуживанием пассажиров в полете занимается… магистр классической китайской филологии!

«Как многие девушки, в детстве мечтала о романтичной профессии стюардессы. Полеты в дальние страны, ухоженный внешний вид… Но судьба распорядилась иначе, и сначала я обучалась современному и классическому китайскому языку в Тяньцзиньском университете», – рассказывает Алия.

Как оказалось, именно это послужило неоспоримым преимуществом при прохождении собеседования в Qazaq Air. Безупречное знание китайского, английского и родного казахского обеспечили дополнительный балл.

«Многие из наших пассажиров из КНР не владеют никакими другими языками, кроме своего родного. Возможно, это и послужило для меня дополнительным бонусом при приеме на работу», – считает Алия.

Но работе в небе предшествовала серьезная подготовка. Навыки работы в команде, приемы оказания доврачебной медицинской помощи, физические и психологические тренинги – в Qazaq Air бортпроводников не «натаскивают», а обучают.

«Что из практических навыков пригодилось? Был случай, когда у нашей пассажирки обильно пошла кровь носом. Оказалось, она гипертоник и с трудом переносит полеты. Но я справилась, оказав ей помощь, как учили», – рассказывает Алия.

Фото SK NEWSФото SK NEWS

В авиации небо начинается… с земли. В Центре технического обслуживания Qazaq Air журналистам SK News наглядно продемонстрировали, как работают авиационные механики. И если кто-то, насмотревшись старых фильмов, по-прежнему представляет их в промасленной робе, снующими с разводными ключами, он в корне не прав. Сегодня в текущем ремонте самолета используется самое современное оборудование. Например, нам продемонстрировали, как работает бороскоп (от англ. borescope) – это оптический прибор, предназначенный для визуального осмотра и исследования труднодоступных участков пространства и скрытых полостей разнообразного оборудования, механизмов, труб, конструкций.

Фото SK NEWSФото SK NEWS

«Инструмент позволяет обнаружить скрытые микротрещины в камере сгорания ДВС, а это – сердце авиакорабля. Таким образом, можно найти проблемные места и избежать ненужной разборки или замены деталей, что значительно повышает эффективность работы при снижении затрат на ремонт», – рассказывает инженер-механик Еркебулан Есенгулов.

Еркебулан сделал сознательный выбор, когда после школы поступил в Рижский университет авиационной инженерии (сегодня Riga Civil Aviation Engineers Institute (RCAEI). В Qazaq Air он работает относительно недавно, но, по его словам, немалому научился у опытных коллег – иностранных инженеров, приглашенных в компанию.

«То, чем я занимаюсь, по-английски называется «траблшутинг» (англ. troubleshooting – работа над проблемой), то есть поиском источника проблемы с целью ее оперативного решения. Несмотря на то, что техника в компании относительно новая – возраст воздушных судов не превышает пяти-семи лет – отказы техники периодически возникают. Как правило, это случается не в небе, а в предполетный период. С этой целью наша техническая служба дотошно инспектирует каждый узел корабля, выявляя проблемы еще до взлета», – рассказывает Еркебулан.

Вовремя выявленная проблема – это 90% экономии авиакомпании. Поскольку вынужденная посадка из-за внезапной поломки всегда несет финансовые и репутационные потери. Недовольство пассажиров, задержка рейса, пересмотр полетного графика – все это темным пятном ложится на имидж компании. Именно поэтому осмотр корабля выполняется с такой тщательностью. Наличие собственного Технического центра дает компании возможность менять на самолете двигатели, шасси, проводить сложное техобслуживание (С- и D-чеки), выполнять работы по бюллетеням производителя самолетов и директивам летной годности.

Фото SK NEWSФото SK NEWS

«Что самое главное в профессии авиационного инженера? Инженер должен обладать холодным разумом и уметь работать под прессингом чужого мнения. Очень часто требуется выполнять работы в короткий срок. Но цена ошибки инженера очень велика. Как и велика и личная ответственность. Поэтому нужно уметь абстрагироваться и дистанцироваться от того, что иногда навязывают тебе в качестве шаблонного решения, искать свое, но единственно верное», – считает инженер.

В компании Еркебулан имеет репутацию человека грамотного, но несговорчивого – часто идет на принцип. Впрочем, «непричесанные» инженеры, умеющие настоять на своем решении проблемы, – для компании самое ценное приобретение, поскольку после их инспекции и ремонта претензий летного состава к техническому состоянию судна уже не возникает. Вместе с Еркебуланом в Техническом центре работают молодые инженеры Мейрхан Мухаммбетов и Тимур Кафторанов – новая генерация технических кадров, воспитанных при участии Qazaq Air в уже независимом Казахстане.

«На мой взгляд, сегодня нужно всемерно содействовать укреплению местных профессиональных технических кадров в авиации Казахстана. Время, когда компания тратила миллионы на сотрудничество с инженерами-экспатами, безвозвратно уходит», – считает Еркебулан.

Фото SK NEWSФото SK NEWS

Стоит упомянуть, что Qazaq Air – официальный член Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. Компания имеет сертификат производственной безопасности IOSA, который подтверждается раз в два года по итогам строжайшего технического аудита. А его, в свою очередь, проводят авторитетные международные организации. Кроме того, навещают авиакомпанию и представители национальной Авиационной администрации, недавно созданной в Казахстане.

Примечательно, что вплоть до 2019 года авиакомпания базировалась в Алматы, откуда и выстраивалась вся маршрутная сеть. Решение о релокации в Нур-Султан и создании хаба в столице руководство Qazaq Air принимало в целях повышения безопасности и доступности межрегионального авиасообщения в Республике Казахстан и приграничных территориях соседних государств. Сейчас любой пассажир авиакомпании может без труда улететь из Нур-Султана в самый отдаленный областной центр республики и соседней России. Кроме того, компания вводит новые направления, в частности, в этом году были запущены рейсы Актау – Казань и Нур-Султан – Баку. Увеличивается частота авиарейсов.

«Об эффективности авиакомпании говорят цифры: ежегодный прирост пассажиропотока составляет около 20-30%. В целом мы перевозим 640–647 тысяч пассажиров в год», – рассказывает заместитель председателя правления Qazaq Air по авиационной безопасности Федор Фоломеев.

Пассажиропоток растет, осваиваются новые маршруты, и закономерен вопрос – хватит ли компании самолетов?

«На данный момент в нашем распоряжении пять самолетов. Конечно, хотелось бы больше. В стратегическом плане развития Qazaq Air намечено увеличение парка еще на три самолета в ближайшие три года. Если нам удастся реализовать этот проект, то экономическая эффективность авиакомпании возрастет, и мы сможем выполнять полеты по таким востребованным авиамаршрутам, как Актобе – Туркестан и Костанай – Туркестан. Закуп дополнительных воздушных судов окажет положительное влияние на доступность востребованных, субсидированных авиарейсов для пассажиров Казахстана. Окончательное решение, конечно, за руководством Фонда «Самрук-Қазына». Мы готовы продолжить модернизацию и обновление. Безопасность, комфорт и качество – кредо авиакомпании Qazaq Air», – считает представитель авиакомпании.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS

Смотрите также

Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: