Главная Новости Репортаж с нулевого километра: КТК начинается с Тенгиза
04 мая 2023, 08:06 2992

Репортаж с нулевого километра: КТК начинается с Тенгиза

Репортаж с нулевого километра: КТК начинается с Тенгиза

Значимым событием завершился 2022 год для Каспийского трубопроводного консорциума – проведена реконструкция, благодаря которой пропускная способность нефтепровода увеличилась с 67 до 72,5 млн тонн сырья в год.  Итогам реализации этого проекта был посвящен пресс-тур на нефтеперекачивающую станцию «Тенгиз», откуда начинает свое путешествие нефть с одноименного месторождения в Атырауской области. Участвовал в поездке и корреспондент SK News.

 

Проекты расширения

Добываемое в Казахстане «черное золото», транспортируется, в основном, по нефтепроводам, которые считаются дешевым и наиболее безопасным в экологическом плане способом. И одной из таких важных во многих отношениях артерий является система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Построенная в 90-х годах, система КТК стала одним из крупнейших инвестиционных проектов энергетической сферы с участием иностранного капитала на территории СНГ. Нефтепровод, протяженностью 1 511 километров – важнейший маршрут, соединяющий нефтяные месторождения Западного Казахстана и морской терминал близ Новороссийска, откуда нефть, закруженная на танкеры, уходит на мировые рынки. По трубопроводу Тенгиз – Новороссийск транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

В ХХI веке рост нефтедобычи на Тенгизе, Карачаганаке, подготовка к запуску Кашагана, а также начало разработки российских месторождений имени Филановского и имени Корчагина, требовали постоянного увеличения пропускной способности КТК. И она все эти годы неуклонно росла. С 28,2 млн тонн в 2004 году до 52 млн тонн в 2016-м. А в результате реализации Проекта расширения консорциум в 2017 году получил возможность прокачки 67 млн тонн нефти в год. В ходе этого проекта, в частности, произведена замена трубы одного из казахстанских участков на больший диаметр (с 700 на 1000 мм), построено 10 новых нефтеперекачивающих станций (НПС) – две на территории Казахстана и восемь в России, а также реконструированы две действующие НПС – «Атырау» и «Тенгиз».

Затем, в 2019 году, акционеры КТК на ежегодном собрании приняли решение провести новое расширение мощностей. Проект получил официальное название Программа устранения узких мест (ПУУМ). Точнее, это целый ряд проектов, объединенных в единую Программу, которые реализуются на территории Казахстана и России. Ее цель – подготовить трубопроводную систему КТК к увеличению объемов перекачки нефти путем модернизации текущих мощностей.

Нулевой километр

…Путь от Атырау до Тенгизского месторождения неблизкий – 300 километров «с хвостиком», и вот, наконец, после многочасовой поездки на автобусе, за окном показались производственные объекты ТОО «Тенгизшевройл». Наш конечный пункт назначения – НПС «Тенгиз», начальная точка маршрута нефтепровода КТК, или, как ее еще называют «нулевой километр».

 Делегацию СМИ встретил начальник НПС, ветеран-нефтяник Ондасын Шакан, который гостеприимно распорядился сытно накормить нашу пишущую и снимающую братию. Затем – обязательный инструктаж по ТБ, облачение в спецодежду и «гвоздь» программы, ради которой мы проделали такой путь – экскурсия по станции в сопровождении ведущих специалистов НПС.

НПС «Тенгиз» введена в эксплуатацию еще до создания ТШО, в 1989 году, и является головной перекачивающей станцией Атырауской области. Сюда поступает исключительно нефть Тенгиза. Кроме того, в регионе имеются еще три НПС – «Атырау» (тоже головная), «Исатай» и «Курмангазы» (промежуточные), где к тенгизскому присоединяется сырье других крупных поставщиков: «Karachaganak Petroleum Operating BV» и NCOC, а далее – грузоотправителей в лице отечественных компаний «Актобемунайгаз», «Озенмунайгаз» и ряда других. Именно Атырауская область и стала одним из ключевых узлов проекта ПУУМ.

В целом, НПС «Тенгиз» представляет собой совокупность объектов, в числе которых магистральные и подпорные насосы, узел учета нефти, фильтры-грязеуловители, система измерения количества и показателей качества нефти, операторная, очистные сооружения, резервуарный парк… Ежедневно, в круглосуточном режиме, станция принимает 85-87 тысяч тонн нефти с завода ТШО, расположенного в нескольких километрах от НПС. Весь технологический процесс продуман до мелочей, полностью автоматизирован и управляется из диспетчерской, где начальник смены держит связь со всем персоналом, вплоть до коллег в Новороссийске.

На момент нашего турне нефть на узел учета поступала по четырем линиям в режиме 4400 кубометров в час, причем практически бесшумно, что стало возможным благодаря недавней установке регуляторов давления. И только ощутимый местами гул под ногами, под землей, давал понять, что работа идет полным ходом. О том, что мы все-таки находимся на производственном объекте, напоминал лишь шум техники, доносящийся со стороны резервуарного парка, к которому мы вскоре проследовали.

Каждой емкости – своя крыша

 По словам заместителя менеджера по эксплуатации и техническому обслуживанию Рафаэля Уалиева, резервуарный парк НПС состоит из четырех емкостей, вместимостью по 20 тысяч тонн каждая. Эти резервуары имеют как плавающие, так и стационарные крыши с понтоном, находящимся на «зеркале» нефти, что обеспечивает наименьшее испарение сырья.

То есть, между нефтью и крышей отсутствует воздушное пространство, а значит, не образуется газовоздушная смесь, как это было раньше, в результате чего нефть «дышала» и испарялась, а это влекло большие потери.

Рядом вовсю шумит техника – это доводят до ума два новых резервуара-двадцатитысячника, установка которых была предусмотрена ПУУМ. Рабочие уже приступили к последнему этапу – поскраске внешней части резервуаров. А их сдача в эксплуатацию намечена в июне.

«После этого две старых, построенных в 1989 году емкости, будем выводить из эксплуатации. Но лет через пять у нас все равно будет парк с шестью резервуарами. Все это обеспечит необходимую надежность и безопасность в эксплуатации НПС, - объясняет Уалиев. - Для чего они нужны? Это свободные, но не всегда пустующие емкости, выполняющие роль буферных. Проще говоря, не вся поступающая нефть сразу уходит в трубу. Наполнение резервуаров зависит, в частности, от режима работы, от производительности. Кстати, в Казахстане всего две НПС имеют свой резервуарный парк – наша и «Атырау».

В целом, проект ПУУМ считается завершенным, основные работы, влияющие на возможности трубопроводной системы, закончили еще в декабре: подключены новые насосы, технологическое и вспомогательное оборудование, системы управления, связи. Есть и принципиальные новшества. К примеру, на НПС «Тенгиз» впервые установлено и функционирует частотное регулирование элктродвигателей, что помогает снизить риски пусковых токов, величина которых, как известно, превышает номинальный показатель. Так что КТК уже сейчас в любую минуту готов к приему увеличенных объемов нефти. К слову, на этот год добывающие компании подали заявку на прокачку 66 млн тонн нефти, из которых 59,5 млн – казахстанская (в частности, 29 млн тонн с Тенгиза, с Карачаганака – 11 млн и Кашагана – 15 млн). Проведенная же реконструкция, напомню, позволяет принять 72,5 млн тонн с максимальным увеличением до 83 млн. в год.

По трубопроводной же системе ПУУМ продолжится до середины 2025 года, пока не закончат демонтаж старого оборудования и обновления системы СКАДА в связи со вводом оборудования нового.

Без вопросов

Как и у любого опасного пожароопасного объекта на НПС «Тенгиз» имеется своя система сигнализации и автоматического пожаротушения, а персонал обучен действовать в нештатных ситуациях.

«У нас есть добровольная пожарная дружина – это часть работников станции, за каждым из которых закреплены опеределенные обязанности в случае возгорания. Кроме того, на территории НПС расположены 35 гидрантов, а при каждом резервуаре имеется емкость с пеной, пеногенераторный блок и вся автоматика, предусматривающая подачу пены, а также воды для охлаждения. Запас воды хранится в двух отдельных резервуарах объемом в 2500 кубометров каждый, откуда посредством насосов и системы противопожарных трубопроводов может подаваться к очагу пожара, - рассказывает заместитель начальника штаба строительства Нурлан Байзаков. - К счастью, все это применять в реальных условиях не приходилось. Только на учениях, в том числе совместно с ТШО». 

Завершающим пунктом экскурсии стало посещение лаборатории, где любопытствующим показали, как выглядит сырая нефть Тенгиза. Да, это маслянистая жидкость с резким запахом, но далеко не черного цвета, как пишут в некоторых учебниках, а скорее темно-бордового.

 В лабратории определяют ее базовые показатели: наличие меркаптана, плотность, содержание воды, механических примесей, хлористых солей, парафина, органических хлоридов, насыщенных паров и выхода фракций. Делают это через каждые 12 часов. И в случае отклонения от норм каких-либо показателей, подтвержденное повторным анализом, диспетчер имеет право даже приостановить прием нефти.

…Удовлетворив профессиональное любопытство, мы занимаем свои места в автобусе. Впереди – долгая дорога домой. Многое повидавшие коллеги делятся впечатлениями и, как выразился один из них: «НПС «Тенгиз» – красавчики! Вопросов больше нет». 

Вне политики

Логическим продолжением поездки стала пресс-конференция с участием заместителя генерального директора КТК по связям с правительством РК Кайргельды Кабылдина и менеджера КТК по эксплуатации и техническому обслуживанию Виктора Мирошниченко. Состоялась она на следующий день на площадке юбилейной 20-й Северо-Каспийской региональной выставки «Atyrau Oil&Gas».

В ходе брифинга К. Кабылдин сообщил, что КТК не собирается пересматривать тариф на транспортировку нефти после завершения ПУУМ. «Он утвержден всеми участниками консорциума, является оптимальным, и акционеры пересматривать его не планируют», - подчеркнул он.

Не намерен КТК и дальше расширять мощности нефтепровода «Тенгиз – Новороссийск». «Продолжающаяся сейчас Программа устранения узких мест уже дала консорциуму существенный профицит мощностей, позволяющий удовлетворять все заявки грузоотправителей», - сказал Кабылдин.

За последний год КТК не раз становилось главным ньюсмейкером новостей экономики с политическим подтекстом. В связи с чем правительством Казахстана сейчас активно разрабатываются альтернативные варианты экспортных нефтяных маршрутов.

«Только самим акционерам и грузоотправителям КТК решать, какие способы им использовать для доставки сырья потребителям. Сам международный консорциум, созданный четверть века назад для укрепления мировой энергетической безопасности, все это время успешно работает в стороне от политики и политику не комментирует», - заявил заместитель гендиректора, отвечая на вопросы журналистов.

По его мнению, запустить альтернативный маршрут – задача не из простых, учитывая то, что Казахстан является внутриконтинентальным государством. В частности, поэтому – КТК не видит для себя рисков из-за поиска других вариантов транспортировки казахстанской нефти, в том числе в обход Российской Федерации. При этом спикер напомнил, что американский Госдеп официально уведомил заинтересованных лиц, что международный проект КТК не попадает под санкции. Но необходимость Казахстану иметь запасные варианты, конечно же, есть.

В завершении пресс-конференции Кайргельды Кабылдин рассказал о социальных (благотворительных) проектах компании, на которые в период с 2001 по 2022 годы консорциум направил более 12 млрд тенге. И наглядным подтверждением тому стал сделанный в тот же день подарок Атырауской областной больнице – эндоскопическая видеоинформационная система «Axeon». 

Лев ГУЗИКОВ, г. Атырау

SKNews

Фото предоставлены организаторами пресс-тура

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS
SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194) SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194)

Смотрите также

Видео Все видео
Фотоальбомы Все альбомы
Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: