Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Стоит признать, что сейчас «Казпочта» — главный почтовый оператор страны — работает в убыток. О былом величии давно слагают легенды, а нынешний менеджмент пытается внедрить новые инициативы, чтобы «выплыть на поверхность» - Zakon.kz.
Постпандемийный синдром сказался на многих представителях бизнеса. «Казпочта», к примеру, показала минусовой финансовый результат в 5 млрд тг за прошлый год. В этом году, по словам председателя правления Серика Саудабаева, пришедшего в «Казпочту», к слову, в конце сентября текущего года, также будут отрицательные показатели:
"Мировая ситуация с продолжительным закрытием границ, безусловно, повлияла на доходность компании. Два года назад, в 2019 году, Казпочта была в прибыли на 54,4 млн тенге, через год – в минусе на 5,1 млрд. Те управленческие решения, которые работали 5 лет назад, сейчас, в условиях постпандемийного периода, неактуальны. Необходимы новые инициативы, решительные действия. Я был назначен нашим единственным акционером – АО «Самрук-Казына» – именно с целью вывести Казпочту из сложившегося временного кризиса".
Председатель правления признается в убытках компании, но подчеркивает проводимые меры по выходу из кризиса: автоматизация процессов логистики, реинжиниринг курьерских продуктов, повышение качества услуг и внедрение сдельной оплаты труда.
"Существенно повлиять на финансовые результаты компании в конце года сложно. Но мы, как и большинство игроков рынка, разработали и внедряем антикризисный план действий. Кроме того, пересмотрели стратегию развития в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом. Одним из направлений изменения стратегии развития мы отметили фокус на ускоренную цифровизацию".
В период пандемии казахстанцы перешли на онлайн-платежи. И если раньше услуги «Казпочты» оказывались в отделениях, то сейчас население предпочитает другой формат обслуживания. К тому же эта тенденция будет продолжена.
Фото: Пресс-служба «Казпочта»
Казпочта в этом году уже предпринимала меры, чтобы вывести компанию на положительный результат. В частности, доход по курьерскому продукту Go post вырос на 50% в сравнении с прошлым годом. Это произошло за счет оцифровки продукта и внедрения замеров качества. При этом в связи с переходом на сдельную оплату труда доходы курьеров увеличились на четверть, на столько же улучшилось качество доставки при сокращении сроков почти на 40%.
Фото: Пресс-служба «Казпочта»
Экономист Олжас Худайбергенов отмечает, что в последние два года существенной нагрузкой для «Казпочты» стала пандемия, особенно в период локдауна, когда практически прекратились почтовые отправки, что, конечно, сильно бьет по доходной части. Сейчас, даже по мере постепенного восстановления, «Казпочте» понадобится два-три года, чтобы выйти обратно в ноль. С другой стороны, это как раз время, когда необходимо реализовать новые управленческие решения под меняющиеся обстоятельства.
"Специфика Казпочты не позволяет говорить о прибыльности, так как она несет социальную нагрузку. Даже если в прошлых годах была прибыль, то она была минимальной. Причина простая – Казпочта на себе содержит почтовые отделения на селе, и даже если государство частично возвращает субсидиями, то все равно этого не хватает. Часть расходов Казпочта вынуждена закрывать сама за счет доходов. Это участь всех почтовых компаний в странах с большой территорией, но там обычно субсидии полностью компенсируют затраты на содержание сети, плюс субсидии планируются на 5-10 лет вперед, а не ежегодно, как у нас", - считает эксперт.
Анастасия МОСКОВЧУК