Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
В 2021 году Каспийский Трубопроводный Консорциум отмечает 25-летний юбилей подписания Договора акционеров, в рамках которого были образованы АО «КТК-Р» и АО «КТК-К». Эта дата фактически ознаменовала создание компании в ее современном виде. В этом году также исполняется 20 лет с момента начала заполнения нефтепровода нефтью месторождения Тенгиз, а также даты отгрузки первого танкера на Морском терминале в Новороссийске - SK News.
Первая нефть
В марте 2001 года произошло знаковое событие в истории Каспийского Трубопроводного Консорциума и казахстанской «нефтянки». Ровно 20 лет назад началось заполнение трубопроводной системы КТК нефтью Тенгизского месторождения.
В Атырау, столице нефтяной промышленности Казахстана, состоялась торжественная церемония открытия трубопровода Тенгиз – Новороссийск. В ней приняли участие премьер-министр Казахстана Касым-Жомарт Токаев, заместитель министра энергетики РФ Владимир Станев, руководители нефтегазовых компаний Нурлан Балгимбаев («Казахойл»), Вагит Алекперов («Лукойл»), Тимур Кулибаев («КазТрансОйл»), Гай Холлингсворт (Chevron), Сергей Гнатченко (КТК), а также посол России в Казахстане Юрий Мерзляков и посол США в Казахстане Ричард Джонс.
В ходе церемонии состоялись символическое открытие задвижки и запуск в трубопровод очистительного устройства. К нему прикрепили герметичную капсулу с подписанным здесь же посланием о приеме первой нефти. Через три месяца это послание приняли и прочитали на Морском терминале КТК под Новороссийском. К этому времени в магистраль уже поступило более 1 млн тонн нефти.
В тот же день в Атырау была открыта памятная стела и высажены деревья в знак сохранения природы и улучшения экологии на протяжении маршрута нефтепровода.
«Участие России и Казахстана в проекте КТК подтверждает стратегическую идею сбалансированного использования энергетического потенциала Каспийского бассейна», – отметил тогда на церемонии глава правительства, а ныне Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев.
Каспийский Трубопроводный Консорциум занимает важное стратегическое положение в системе организации экспортных поставок нефти из Республики Казахстан, являясь главным экспортным трубопроводом, транспортирующим нефть месторождений Западного Казахстана на мировые рынки через Морской терминал на Черное море. КТК был создан по инициативе Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева для транспортировки нефти с месторождений Западного Казахстана и российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Нефтепровод протяженностью более 1,5 тысячи километров соединяет нефтяные месторождения Западного Казахстана и Морской терминал рядом с поселком Южная Озереевка близ Новороссийска, откуда нефть, загруженная в танкеры, уходит на мировые рынки.
Как разрабатывался маршрут трубопровода
Международные эксперты предложили более 10 маршрутов транспортировки нефти на экспорт из Казахстана, в том числе через Российскую Федерацию на Черное море, через Иран на Персидский залив, через Баку – Джейхан, Турцию, на Средиземной море. В конечном счете был определен лучший маршрут – Тенгиз, Атырау – порт Новороссийск, Черное море.
Кайыргельды Кабылдин, заместитель генерального директора по связям с Правительством РК АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Казахстан»:
«Это был самый короткий маршрут экспорта нефти из РК на международные рынки. Результатом упорной работы по расширению экспортных возможностей стало Соглашение о создании Каспийского Трубопроводного Консорциума для транспортировки углеводородов из Казахстана на мировые рынки, подписанное 17 июня 1992 года между правительствами Казахстана и Омана. 23 июля 1992 года к этому Соглашению присоединилась Российская Федерация. Новый учредительный договор был подписан в присутствии президентов Нурсултана Назарбаева и Бориса Ельцина».
Каиргельды Максутович вспоминает, что наиболее длительными и сложными были переговоры по финансированию проекта:
«В апреле 1996 года в Алматы подписали протокол о реорганизации проекта КТК. Документ предусматривал вхождение в проект нефтедобывающих компаний и приобретение ими соответствующей доли. С мая по декабрь 1996 года в Москве почти полгода без перерыва проходили переговоры между Россией и Казахстаном, международными компаниями по проекту Договора акционеров. 6 декабря 1996 года стал поворотным днем в истории проекта – в Москве был подписан Договор акционеров КТК.
Доля России составила 24%, Казахстана – 19%, Омана – 7%, остальные 50% акций передавались частным нефтедобывающим компаниям в обмен на обязательства полного финансирования строительства Проекта первой очереди и распределялись между восемью нефтяными компаниями: Chevron, British Gas, Agip, Mobil, «Лукойл», «Роснефть»/Shell, «Казахойл»/Amoco, Oryx». В соответствии с положениями Договора акционеров Казахстан, Россия, Оман и консорциум международных нефтяных компаний заключили Соглашение о строительстве нефтепровода с пропускной способностью 67 млн тонн по маршруту Тенгиз – Тихорецк – Новороссийск (трубопровод КТК)».
Строительство трубопроводной системы стало поистине уникальной школой обмена передовым опытом и самыми прогрессивными технологиями. Магистраль сооружали шесть тысяч рабочих, возводивших площадочные объекты и пятью потоками прокладывавших линейную часть. В ходе сооружения трубопровода было проложено 12 переходов через водные преграды, в том числе, такие крупные реки, как Волга и Кубань. Одновременно со строительством нового участка трубопровода от НПС «Комсомольская» до Новороссийска выполнялись работы по расконсервации, диагностике и модернизации объектов от НПС «Тенгиз» до НПС «Комсомольская».
Славная история
За 20 лет, прошедших с момента начала заполнения трубопроводной системы Тенгиз – Новороссийск, КТК было отгружено на экспорт свыше 700 млн тонн нефти от более 10 грузоотправителей Казахстана и России. Благодаря успешно завершенному в 2018 году Проекту расширения пропускная способность нефтепровода КТК сегодня превышает 67 млн тонн нефти в год. В 2023 году по завершении реализуемой сегодня Программы устранения узких мест пропускная способность нефтепровода составит порядка 80 млн тонн нефти в год.
Каспийский Трубопроводный Консорциум – динамично и планомерно развивающаяся компания – стабильно вносит свой вклад в развитие регионов, по которым проходит трасса 1511-километрового нефтепровода Тенгиз – Новороссийск. В частности, в Атырауской области ведется строительство детской деревни семейного типа. Это уникальный проект для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вторая социальная инициатива КТК – строительство нового здания Дома юношества, куда уже непосредственно по мере взросления будут переезжать дети-сироты из детской деревни.
В «пандемичном» 2020-м году КТК приобрел необходимое оборудование для медицинского реабилитационного центра «Жұлдызай», поставил автомобили скорой медицинской помощи для районных больниц, профинансировал поставку аппарата компьютерной томографии для районной больницы. Продолжается реализация благотворительной программы «КТК – талантливым детям!». Только в 2020 году КТК реализовал благотворительные проекты на сумму более 3 млн долларов США.
Айна ЖЕТПИСБАЕВА
https://sknews.kz/storage/newspaper_item/1/4/3/2/1/607/ade0ac183e2968b8.pdf