Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Споттинг – понятие, знакомое не многим. Но Жанат Кимолаев, главный менеджер Департамента производственный безопасности АО "НАК "Казатомпром", знает о нем не понаслышке. Подробности – в интервью.
В широком смысле споттинг – это наблюдение за самолетами, умение определять их модели, регистрационные номера. В моем случае – это фотографирование воздушных судов, как правило, относящихся к гражданской авиации.
Увлекаться споттингом я начал в 2011 году. Однажды, просматривая новостной ресурс, я натолкнулся на интересную фотографию самолета, под которой была ссылка на сайт, специализирующийся на креативной авиационной съемке.
Кликнув на нее, я увидел, насколько интересными бывают фотографии этих стальных "птиц" – они передавали всю мощь и красоту созданных руками человека машин. Именно углубившись в изучение этого ресурса, я впервые узнал, что такое споттинг.
Работая вахтовым методом, я часто летал из родного Семея в Южный Казахстан через Алматы. И однажды я подумал: "А почему бы не совместить то, что мне нравится – самолеты и пейзажную фотографию?".
В то время все самые интересные образцы воздушных судов можно было увидеть именно в "яблочном" городе: от небольших бизнес-джетов до грузовых Boeing 747.
Я начал снимать самолеты везде, где было возможно: через иллюминаторы, окна терминала аэропорта.
Во время длительных пересадок фотографировал вместе с алматинскими друзьями по хобби "за забором".
В техническом плане идеально использовать фото- или видеооборудование с длиннофокусным объективом, который позволяет приближать объекты. Если в арсенале такого нет, подойдет и обычный объектив – только в этом случае дистанция до самолета должна быть меньше.
В целом особо дорогостоящего оборудования не нужно. Начинать заниматься споттингом можно и со смартфоном, главное – соблюдать общие правила фотографирования.
Насчет обучения. Всему я научился в Сети: на специальных форумах и в группах. Как и любое другое дело, споттинг требует желания и постоянной практики.
Работы я размещаю в социальных сетях, а также на специальных фоторесурсах, где к снимку предъявляются особые требования по качеству, композиции и креативности.
Некоторые аэропорты и авиакомпании периодически проводят фотовыставки и конкурсы, посвященные споттингу.
Споттинг – это хобби. Но основным достижением я все-таки считаю размещение фотографий в Сети, на информационных ресурсах со ссылкой на меня как автора или с выплатой соответствующего гонорара (на некоторых сайтах есть возможность продавать свои работы).
Сколько времени Вы уделяете хобби?
По-разному. Иногда споттинг для меня – это расслабляющее занятие. Люблю уехать в район аэропорта, побыть в одиночестве, понаблюдать за самолетами, бывает, даже без фотосъемки. В среднем раз в месяц точно выезжаю.
А бывает, что прилетает интересный самолет, и летом, даже в рабочий день, я могу проснуться в пять утра и поехать ради одного интересного кадра.
Или в голову приходит идея-фикс по созданию интересного снимка: например, самолета, летящего на фоне луны. Тогда уже необходимо рассчитать и соответствующий день, и расписание авиарейсов.
Когда я нахожусь за рубежом, то споттинг становится неотъемлемой частью моего путешествия. Я заранее узнаю, где можно провести съемку, какие есть ограничения в той или мной местности.
Другой немаловажный момент – это отбор и постобработка лучшего кадра из множества: каждый фотолюбитель поймет, что это занимает куда больше времени, чем сама фотосъемка.
В среде споттеров много баек про взаимоотношения с работниками службы авиационной безопасности (САБ). Например, когда фотолюбители снимали самолеты в аэропорту, а к ним подходили сотрудники САБ, указывали на запрет фотографирования стратегического объекта и заставляли удалить фотографии, хотя на законодательном уровне об этом нигде не говорится.
Или споттеры фотографировали за пределами аэропорта, и кто-то вызывал полицию для выяснения обстоятельств.
Но сейчас эти ситуации не больше чем пережитки прошлого, которые возможны лишь в областных аэропортах. Современные технологии безопасности позволяют своевременно обнаруживать и устранять реальную угрозу.
Мне вспоминается случай, когда я только начинал заниматься споттингом и был ненасытен – фотографировал любые самолеты.
У меня был рейс из Алматы: объявили посадку, мы сели в автобус, и, пока ехали к самолету, я фотографировал стоявшие на перроне воздушные суда.
И вдруг один из пассажиров, взрослый мужчина, буквально напал на меня. "Зачем ты фотографируешь? Ты шпион? Я сейчас позвоню куда надо, тебя снимут с рейса", – твердил он.
Мои попытки объяснить ему, что это всего лишь любовь к самолетам, не увенчались успехом.
В итоге, когда мы стояли у трапа, мужчина пожаловался на меня сотруднице авиакомпании и работникам наземной службы аэропорта. Они, в свою очередь, отметили, что ничего плохого в этом нет.
Уже в самолете, когда этот мужчина оказался на соседнем ряду, мне показалось, что он просто боялся летать, а появление рядом фотографирующего все подряд человека еще больше вывело его из равновесия.
В мире много аэропортов, которые поддерживают споттинг: проводят официальные мероприятия с участием любителей авиационной фотографии, устраивают конкурсы, создают специальные площадки с хорошей видимостью за пределами воздушной гавани.
В Казахстане я участвовал в подобных мероприятиях на территории международных аэропортов Нур-Султана и Алматы. Они прошли по инициативе моих алматинских и столичных коллег по хобби, а также благодаря интересу со стороны представителей этих аэропортов.
Со стороны авиакомпаний отношение к споттингу тоже положительное. Например, когда они запускают новый международный рейс, то для освещения этого события приглашают не только СМИ, но и увлеченных споттеров.
Близкие и друзья давно привыкли, иногда составляют мне компанию. Коллеги и новые знакомые поначалу удивляются, но в целом всегда настроены позитивно.
Мое увлечение, как и любое другое хобби, создает позитивный настрой и благотворно влияет на ментальное здоровье – особенно когда удается осуществить задумку или показать что-то новое и интересное своим близким, друзьям, знакомым, то, на что они раньше не обращали внимания.
Это все, в свою очередь, положительно влияет на работу и личностные планы.