Page 68 - SKNEWS 11-12
P. 68
SK NEWS СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ SK NEWS
ИСТОРИЯ ОДНОГО
ПАРОВОЗА
Есть в Атырау уникальный экспонат, будто сошедший с экрана кинофильма про Ве-
ликую Отечественную войну. Это раритетный паровоз, установленный под открытым Каждый житель нефтяной столицы проез- ный Л-1048 вплоть до 1990 года все равно
небом прямо в черте города жал мимо этого паровоза не одну сотню, а продолжал работать. Его использовали
то и тысячу раз. Горожане к нему привыкли при котельной депо – он подавал пар для
и смотрят как на нечто само собой разу- отопления».
меющееся. Но историю его появления
возле офиса Атырауского отделения ма- Для транспортировки паровоза специаль-
гистральной сети (филиал АО «НК «КТЖ») но проложили железнодорожную ветку,
знают далеко не все. Вот что рассказали метров пятьсот – от станции Акжайык до
корреспонденту SK News ветераны же- здания отделения, и «бросили» рельсы
лезнодорожной отрасли Муса Телеушев и прямо на постамент, чтобы массивный
Оралбай Уаш, которые когда-то принимали раритет мог на него спокойно заехать.
участие в установке экспоната.
«Интересный произошел случай, – гово-
Это советский магистральный грузовой рит Оралбай Уаш. – Когда паровоз при
паровоз, разработанный в конце Второй помощи крана поставили на рельсы и
мировой войны специалистами науч- начали толкать тепловозом-тягачом, он
но-исследовательского института желез- ни в какую не хотел трогаться с места. И
нодорожного транспорта. Марка – Л-1048 вдруг неожиданно сам поехал. Да так, что
(в честь конструктора Л. С. Лебедянского, еле остановили: и «башмаки» под колеса
из-за чего железнодорожники прозвали подкладывали, и назад тянули… Оказы-
локомотив «Лебедем» и «Лебедянкой»). вается, железнодорожная ветка имела
Один из лучших и массовых советских незначительный наклон, но его хватило,
паровозов, который мог эксплуатироваться чтобы паровоз самопроизвольно начал
на всей сети железных дорог СССР, за что двигаться».
его разработчиков наградили Сталинской
премией. По его словам, в Л-1048 сохранились все
механизмы и при желании паровозу мож-
Всего в период с 1945 по 1955 годы Коло- но дать вторую жизнь. Хотя запчастей на
менский, Брянский и Ворошиловградский него, разумеется, уже не сыскать.
паровозостроительные заводы собра-
ли свыше четырех тысяч таких паровых «Всезнающий» интернет поведал, что
локомотивов. Наш «атырауский» паровоз сейчас на территории постсоветского про-
выпущен в 1948 году в Брянске. странства сохранилось несколько десятков
паровозов серии «Л». Как правило, они
«В августе 1992 года намечалось масштаб- находятся в железнодорожных музеях,
ное празднование 50-летия Атырауского но есть и в рабочем состоянии, которые с
отделения железной дороги. Незадолго успехом используются для ретро-экскур-
до круглой даты ревизорскому аппарату сий.
дали команду установить в честь юбилея,
рядом с отделением, списанный паровоз
в качестве памятника, – рассказывают ве- Лев ГУЗИКОВ, Атырау
тераны. – Надо сказать, что давно списан-
68 69

