Page 36 - SKNEWS 7-8
P. 36

SK NEWS                                                                 ПОРТРЕТ НА ФОНЕ                                                                                                                             SK NEWS




                                                                                                                                       В то время мы получали уголь с Кузбасса.
                                                                                                                                       По сравнению с экибастузским, зольность          неоднократно приходилось туда ездить,
                                                                                                                                       которого составляла более 60%, кузбас-           чтобы решать этот вопрос.
                                                                                                                                       ский был очень хорошим. Он – низкозо-            Хочу сказать, что тему экологии на нашей
               СТРОКИ ИСТОРИИ:                                                                                                         нам начали поставлять карагандинский,            станции поднимали еще в начале 80-е
                                                                                                                                       льный, зола составляла 10-12%. А затем
                                                                                                                                                                                        годы – станция ведь расположена в черте
                                                                                                                                       шахтной добычи, РКШ. Он тоже был каче-
                                                                                                                                       ственный, хороший. Его зольность состав-         города. Турсун Мукарамовна Жакупова, бу-
                                                                                                                                       ляла не более 30%. И хотя у нас в 80-е           дучи профсоюзным лидером, этот вопрос
                                                                                                                                                                                        поднимала на различных форумах, в том
               рассказывает                                                                                                            годы еще не было золоуловителей, он не           числе и в Москве. Об этом же говорили и
                                                                                                                                       сильно влиял на экологию города.
                                                                                                                                                                                        руководители станции, и в Министерстве
               Виктор Петрович ГАПОНОВ,                                                                                                Ситуация резко ухудшилась в 90-е. Тогда          энергетики и электрификации Казахской
                                                                                                                                                                                        ССР, поэтому еще в 80-е годы на уровне
                                                                                                                                       Караганда стала отправлять на экспорт
                                                                                                                                       концентраты. Это означало, что шел смыв          руководства союзного ведомства было
               машинист тепловоза, Алматинской                                                                                         пыли в иловые отстойники. И отборный             запланировано, что Алматинскую ТЭЦ-1
                                                                                                                                                                                        переведут на газ. Но не сложилось – до нас
                                                                                                                                       карагандинский уголь на экспорт шел,
                                                                                                                                       а то, что копилось в иловых отстойни-            не дошли руки, поэтому этот вопрос окон-
               ТЭЦ-1, ветеран труда                                                                                                    ках, стали нам отгружать. Для понима-            чательно решили только в 2017 году».
                                                                                                                                       ния: иловые отстойники – это заводь с
                                                                                                                                       камышами, утками, прочей живностью
                                                                                                                                       и мусором… И все это – перья, камыш,
                                                                                                                                       сучки, мусор – входило в состав угля. Мне
               «Я – из семьи репрессированного военно-
               го. Поэтому в Казахстан я попал вместе с
               семьей не по своей воле в 1953 году, когда
               мне было 7 лет. Здесь мы и остались жить.
               Отсюда я был призван в армию. Служил в
               Белоруссии, в спецвойсках.

               Помню, что еще с детства хотел стать маши-
               нистом тепловоза. После армии поработал в
               депо Алматы-1. А с 1969 года, когда мне было
               24 года, и до пенсии постоянно работал на
               ТЭЦ-1. Я устроился в топливно-транспорт-
               ный цех, поскольку здесь требовался маши-
               нист тепловоза ТГМ1. Тепловоз «таскал» 4-5
               вагонов с углем к топливоподаче. В среднем
               выходило 240-250 тонн.

               Это был трудный и грязный участок работы:
               котельная, шум, пыль… Очень тяжелая рабо-
               та здесь была, особенно для женщин. Кар-
               тина до сих пор в памяти: женщины стоят
               на приемных решетках. И когда скреперная
               лебедка тащит уголь, то он не весь проходит
               через решетку на питатели. Поэтому жен-
               щины – тогда здесь работали Мария Катаева
               и Ульяна Митина, долбили его кувалдой,
               чтобы он не застревал в решетке.
               Потом станция решила взять в аренду ма-
               гистральный тепловоз Т3. Более современ-
               ный, мощный, очень тяжелый, на нем я тоже
               поработал. Потом ТЭЦ приобрела тепловоз
               ТГМ3 с заводским номером 627. Его тормоз-
               ная система позволяла откачать и подать
               воздух на 43 полувагона угля. А это – вес
               поездов, которые идут на Алматы-2, ТЭЦ-1.


       36                                                                                                                                                                                     Записала Айгуль КУРГАНБАЕВА             7
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41