Page 37 - SKNEWS 7-8
P. 37

SK NEWS       ПОРТРЕТ НА ФОНЕ                                                                      SK NEWS




                В то время мы получали уголь с Кузбасса.
                По сравнению с экибастузским, зольность          неоднократно приходилось туда ездить,
                которого составляла более 60%, кузбас-           чтобы решать этот вопрос.
                ский был очень хорошим. Он – низкозо-            Хочу сказать, что тему экологии на нашей
 СТРОКИ ИСТОРИИ:  нам начали поставлять карагандинский,          станции поднимали еще в начале 80-е
                льный, зола составляла 10-12%. А затем
                                                                 годы – станция ведь расположена в черте
                шахтной добычи, РКШ. Он тоже был каче-
                ственный, хороший. Его зольность состав-         города. Турсун Мукарамовна Жакупова, бу-
                ляла не более 30%. И хотя у нас в 80-е           дучи профсоюзным лидером, этот вопрос
                                                                 поднимала на различных форумах, в том
 рассказывает   годы еще не было золоуловителей, он не           числе и в Москве. Об этом же говорили и
                сильно влиял на экологию города.
                                                                 руководители станции, и в Министерстве
 Виктор Петрович ГАПОНОВ,   Ситуация резко ухудшилась в 90-е. Тогда   энергетики и электрификации Казахской
                                                                 ССР, поэтому еще в 80-е годы на уровне
                Караганда стала отправлять на экспорт
                концентраты. Это означало, что шел смыв          руководства союзного ведомства было
 машинист тепловоза, Алматинской   пыли в иловые отстойники. И отборный   запланировано, что Алматинскую ТЭЦ-1
                                                                 переведут на газ. Но не сложилось – до нас
                карагандинский уголь на экспорт шел,
                а то, что копилось в иловых отстойни-            не дошли руки, поэтому этот вопрос окон-
 ТЭЦ-1, ветеран труда   ках, стали нам отгружать. Для понима-    чательно решили только в 2017 году».
                ния: иловые отстойники – это заводь с
                камышами, утками, прочей живностью
                и мусором… И все это – перья, камыш,
                сучки, мусор – входило в состав угля. Мне
 «Я – из семьи репрессированного военно-
 го. Поэтому в Казахстан я попал вместе с
 семьей не по своей воле в 1953 году, когда
 мне было 7 лет. Здесь мы и остались жить.
 Отсюда я был призван в армию. Служил в
 Белоруссии, в спецвойсках.

 Помню, что еще с детства хотел стать маши-
 нистом тепловоза. После армии поработал в
 депо Алматы-1. А с 1969 года, когда мне было
 24 года, и до пенсии постоянно работал на
 ТЭЦ-1. Я устроился в топливно-транспорт-
 ный цех, поскольку здесь требовался маши-
 нист тепловоза ТГМ1. Тепловоз «таскал» 4-5
 вагонов с углем к топливоподаче. В среднем
 выходило 240-250 тонн.

 Это был трудный и грязный участок работы:
 котельная, шум, пыль… Очень тяжелая рабо-
 та здесь была, особенно для женщин. Кар-
 тина до сих пор в памяти: женщины стоят
 на приемных решетках. И когда скреперная
 лебедка тащит уголь, то он не весь проходит
 через решетку на питатели. Поэтому жен-
 щины – тогда здесь работали Мария Катаева
 и Ульяна Митина, долбили его кувалдой,
 чтобы он не застревал в решетке.
 Потом станция решила взять в аренду ма-
 гистральный тепловоз Т3. Более современ-
 ный, мощный, очень тяжелый, на нем я тоже
 поработал. Потом ТЭЦ приобрела тепловоз
 ТГМ3 с заводским номером 627. Его тормоз-
 ная система позволяла откачать и подать
 воздух на 43 полувагона угля. А это – вес
 поездов, которые идут на Алматы-2, ТЭЦ-1.


 36                                                                    Записала Айгуль КУРГАНБАЕВА             7
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42