Page 37 - SKNEWS 7-8
P. 37
SK NEWS ПОРТРЕТ НА ФОНЕ SK NEWS
В то время мы получали уголь с Кузбасса.
По сравнению с экибастузским, зольность неоднократно приходилось туда ездить,
которого составляла более 60%, кузбас- чтобы решать этот вопрос.
ский был очень хорошим. Он – низкозо- Хочу сказать, что тему экологии на нашей
СТРОКИ ИСТОРИИ: нам начали поставлять карагандинский, станции поднимали еще в начале 80-е
льный, зола составляла 10-12%. А затем
годы – станция ведь расположена в черте
шахтной добычи, РКШ. Он тоже был каче-
ственный, хороший. Его зольность состав- города. Турсун Мукарамовна Жакупова, бу-
ляла не более 30%. И хотя у нас в 80-е дучи профсоюзным лидером, этот вопрос
поднимала на различных форумах, в том
рассказывает годы еще не было золоуловителей, он не числе и в Москве. Об этом же говорили и
сильно влиял на экологию города.
руководители станции, и в Министерстве
Виктор Петрович ГАПОНОВ, Ситуация резко ухудшилась в 90-е. Тогда энергетики и электрификации Казахской
ССР, поэтому еще в 80-е годы на уровне
Караганда стала отправлять на экспорт
концентраты. Это означало, что шел смыв руководства союзного ведомства было
машинист тепловоза, Алматинской пыли в иловые отстойники. И отборный запланировано, что Алматинскую ТЭЦ-1
переведут на газ. Но не сложилось – до нас
карагандинский уголь на экспорт шел,
а то, что копилось в иловых отстойни- не дошли руки, поэтому этот вопрос окон-
ТЭЦ-1, ветеран труда ках, стали нам отгружать. Для понима- чательно решили только в 2017 году».
ния: иловые отстойники – это заводь с
камышами, утками, прочей живностью
и мусором… И все это – перья, камыш,
сучки, мусор – входило в состав угля. Мне
«Я – из семьи репрессированного военно-
го. Поэтому в Казахстан я попал вместе с
семьей не по своей воле в 1953 году, когда
мне было 7 лет. Здесь мы и остались жить.
Отсюда я был призван в армию. Служил в
Белоруссии, в спецвойсках.
Помню, что еще с детства хотел стать маши-
нистом тепловоза. После армии поработал в
депо Алматы-1. А с 1969 года, когда мне было
24 года, и до пенсии постоянно работал на
ТЭЦ-1. Я устроился в топливно-транспорт-
ный цех, поскольку здесь требовался маши-
нист тепловоза ТГМ1. Тепловоз «таскал» 4-5
вагонов с углем к топливоподаче. В среднем
выходило 240-250 тонн.
Это был трудный и грязный участок работы:
котельная, шум, пыль… Очень тяжелая рабо-
та здесь была, особенно для женщин. Кар-
тина до сих пор в памяти: женщины стоят
на приемных решетках. И когда скреперная
лебедка тащит уголь, то он не весь проходит
через решетку на питатели. Поэтому жен-
щины – тогда здесь работали Мария Катаева
и Ульяна Митина, долбили его кувалдой,
чтобы он не застревал в решетке.
Потом станция решила взять в аренду ма-
гистральный тепловоз Т3. Более современ-
ный, мощный, очень тяжелый, на нем я тоже
поработал. Потом ТЭЦ приобрела тепловоз
ТГМ3 с заводским номером 627. Его тормоз-
ная система позволяла откачать и подать
воздух на 43 полувагона угля. А это – вес
поездов, которые идут на Алматы-2, ТЭЦ-1.
36 Записала Айгуль КУРГАНБАЕВА 7