Page 39 - SKNEWS 7-8
P. 39

SK NEWS                                                                                            SK NEWS












               обучиться на машиниста-оператора робо-
               та-тягача, я сразу же согласился. Мне нра-
               вится новая техника, потому что технологии
               сейчас другие, более комфортные, – расска-
               зывает о своем опыте Виталий Жартовский.
               – Эта – один большой компьютер. Таким
               локомотивом можно управлять с помощью
               пульта с улицы или сидя внутри кабины.
               Если вдруг обнаруживается какая-то неис-
               правность, допустим, выбило автомат, на
               мониторе отображается, какой автомат, и
               запускается восстановление. Если поломка
               серьезная, то специалисты могут все настро-
               ить посредством интернета. То есть работы
               по наладке могут проводиться удаленно –
               это как перезагрузить компьютер.
               Стоит отметить, что новая машина состоит
               из двух секций. В первой находятся дизель-
               ный двигатель с силовым генератором и
               компрессор, за счет которых приводятся в
               движение колеса и обеспечивается необ-
               ходимый запас сжатого воздуха. Во второй
 Сапаргали Сутжанов, машинист теплово-  – На маневровом роботе небольшой пульт   секции расположены электрические шка-
 за, начинал слесарем подвижного состава.   управления, и это упрощает работу. Там все   фы и сам процессор, которым управляется
 Связать свою жизнь с профессией железно-  предельно ясно. На тепловозах ТЭМ2, напри-  робот. Он оснащен специальными датчика-
 дорожника Сапаргали Искенович решился не   мер, были дополнительные температурные и   ми, которые отправляют информацию на
 сразу. Мужчины в его семье управляли экска-  пневматические приборы, манометры – ука-  монитор компьютера, и в случае крайней
 ваторами, он же мечтал водить автомобиль.   затели давления топлива и масла, приборы   необходимости, в нештатных ситуациях,
 контроля величины электрического напряже-  все блокируется и маневровый робот-тягач
 – А когда пришло время делать выбор, я   ния и силы тока, тормозные краны. Здесь же   останавливается.
 подумал: «Почему бы не стать железнодо-  – джойстик и реверсивная мини-рукоятка для
 рожником? Здесь тоже дорога», – вспоминает   изменения заданного направления движения
 сотрудник «Богатырь Комир». – Я хотел управ-  – вперед – назад. Все остальное считывается
 лять пассажирскими поездами – зеленый   компьютером и выдается на монитор, – отме-  Наталья БЕКТЕМИРОВА
 свет и скорость. И даже немного там работал.   тил Сапаргали Сутжанов.  ФОТО: Геннадий ДРОБЕЦ

 На тепловозе ТЭ3 Сапаргали Сутжанову до-  Есть с чем сравнить работу на роботах-тягачах
 велось поработать помощником машиниста,   и Виталию Жартовскому, машинисту тепловоза.
 позже он перешел на ОПЭ-1, а машинистом   Потомственный железнодорожник и не пред-
 уже стал на ТЭМ2.  ставлял себя в другой профессии. В детстве он
 с удовольствием ходил с отцом на работу – тот
 – На ТЭ3 мы работали вдвоем – машинист   управлял электричкой. Устроившись в кабине
 и помощник, а на ТЭМ2 работаешь один.   машиниста, мальчишка, затаив дыхание, на-
 Со временем привык все делать сам, да и в   блюдал за действиями Жартовского-старшего.
 управлении этот тепловоз проще, – говорит   Став взрослым, он без колебаний выбрал себе
 Сапаргали.  профессию.

 В этом году ему посчастливилось стать частью   – Я работал на разных локомотивах – СКД-6,
 команды, которая осваивает современную   еvolution, на американских тепловозах. Они
 технику – Vollert PRO TANDEM.  отличаются силой тяги. Когда нам предложили



 38                                                                                                         39
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44