Page 38 - SKNEWS 7-8
P. 38

SK NEWS                                                                                                                                                                                                             SK NEWS












                                                                                                                                       обучиться на машиниста-оператора робо-
                                                                                                                                       та-тягача, я сразу же согласился. Мне нра-
                                                                                                                                       вится новая техника, потому что технологии
                                                                                                                                       сейчас другие, более комфортные, – расска-
                                                                                                                                       зывает о своем опыте Виталий Жартовский.
                                                                                                                                       – Эта – один большой компьютер. Таким
                                                                                                                                       локомотивом можно управлять с помощью
                                                                                                                                       пульта с улицы или сидя внутри кабины.
                                                                                                                                       Если вдруг обнаруживается какая-то неис-
                                                                                                                                       правность, допустим, выбило автомат, на
                                                                                                                                       мониторе отображается, какой автомат, и
                                                                                                                                       запускается восстановление. Если поломка
                                                                                                                                       серьезная, то специалисты могут все настро-
                                                                                                                                       ить посредством интернета. То есть работы
                                                                                                                                       по наладке могут проводиться удаленно –
                                                                                                                                       это как перезагрузить компьютер.
                                                                                                                                       Стоит отметить, что новая машина состоит
                                                                                                                                       из двух секций. В первой находятся дизель-
                                                                                                                                       ный двигатель с силовым генератором и
                                                                                                                                       компрессор, за счет которых приводятся в
                                                                                                                                       движение колеса и обеспечивается необ-
                                                                                                                                       ходимый запас сжатого воздуха. Во второй
              Сапаргали Сутжанов, машинист теплово-            – На маневровом роботе небольшой пульт                                  секции расположены электрические шка-
              за, начинал слесарем подвижного состава.         управления, и это упрощает работу. Там все                              фы и сам процессор, которым управляется
              Связать свою жизнь с профессией железно-         предельно ясно. На тепловозах ТЭМ2, напри-                              робот. Он оснащен специальными датчика-
              дорожника Сапаргали Искенович решился не         мер, были дополнительные температурные и                                ми, которые отправляют информацию на
              сразу. Мужчины в его семье управляли экска-      пневматические приборы, манометры – ука-                                монитор компьютера, и в случае крайней
              ваторами, он же мечтал водить автомобиль.        затели давления топлива и масла, приборы                                необходимости, в нештатных ситуациях,
                                                               контроля величины электрического напряже-                               все блокируется и маневровый робот-тягач
              – А когда пришло время делать выбор, я           ния и силы тока, тормозные краны. Здесь же                              останавливается.
              подумал: «Почему бы не стать железнодо-          – джойстик и реверсивная мини-рукоятка для
              рожником? Здесь тоже дорога», – вспоминает       изменения заданного направления движения
              сотрудник «Богатырь Комир». – Я хотел управ-     – вперед – назад. Все остальное считывается
              лять пассажирскими поездами – зеленый            компьютером и выдается на монитор, – отме-                                 Наталья БЕКТЕМИРОВА
              свет и скорость. И даже немного там работал.     тил Сапаргали Сутжанов.                                                    ФОТО: Геннадий ДРОБЕЦ

              На тепловозе ТЭ3 Сапаргали Сутжанову до-         Есть с чем сравнить работу на роботах-тягачах
              велось поработать помощником машиниста,          и Виталию Жартовскому, машинисту тепловоза.
              позже он перешел на ОПЭ-1, а машинистом          Потомственный железнодорожник и не пред-
              уже стал на ТЭМ2.                                ставлял себя в другой профессии. В детстве он
                                                               с удовольствием ходил с отцом на работу – тот
              – На ТЭ3 мы работали вдвоем – машинист           управлял электричкой. Устроившись в кабине
              и помощник, а на ТЭМ2 работаешь один.            машиниста, мальчишка, затаив дыхание, на-
              Со временем привык все делать сам, да и в        блюдал за действиями Жартовского-старшего.
              управлении этот тепловоз проще, – говорит        Став взрослым, он без колебаний выбрал себе
              Сапаргали.                                       профессию.

              В этом году ему посчастливилось стать частью     – Я работал на разных локомотивах – СКД-6,
              команды, которая осваивает современную           еvolution, на американских тепловозах. Они
              технику – Vollert PRO TANDEM.                    отличаются силой тяги. Когда нам предложили



       38                                                                                                                                                                                                                          39
   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43