Page 38 - SKNEWS 7-8
P. 38
SK NEWS SK NEWS
обучиться на машиниста-оператора робо-
та-тягача, я сразу же согласился. Мне нра-
вится новая техника, потому что технологии
сейчас другие, более комфортные, – расска-
зывает о своем опыте Виталий Жартовский.
– Эта – один большой компьютер. Таким
локомотивом можно управлять с помощью
пульта с улицы или сидя внутри кабины.
Если вдруг обнаруживается какая-то неис-
правность, допустим, выбило автомат, на
мониторе отображается, какой автомат, и
запускается восстановление. Если поломка
серьезная, то специалисты могут все настро-
ить посредством интернета. То есть работы
по наладке могут проводиться удаленно –
это как перезагрузить компьютер.
Стоит отметить, что новая машина состоит
из двух секций. В первой находятся дизель-
ный двигатель с силовым генератором и
компрессор, за счет которых приводятся в
движение колеса и обеспечивается необ-
ходимый запас сжатого воздуха. Во второй
Сапаргали Сутжанов, машинист теплово- – На маневровом роботе небольшой пульт секции расположены электрические шка-
за, начинал слесарем подвижного состава. управления, и это упрощает работу. Там все фы и сам процессор, которым управляется
Связать свою жизнь с профессией железно- предельно ясно. На тепловозах ТЭМ2, напри- робот. Он оснащен специальными датчика-
дорожника Сапаргали Искенович решился не мер, были дополнительные температурные и ми, которые отправляют информацию на
сразу. Мужчины в его семье управляли экска- пневматические приборы, манометры – ука- монитор компьютера, и в случае крайней
ваторами, он же мечтал водить автомобиль. затели давления топлива и масла, приборы необходимости, в нештатных ситуациях,
контроля величины электрического напряже- все блокируется и маневровый робот-тягач
– А когда пришло время делать выбор, я ния и силы тока, тормозные краны. Здесь же останавливается.
подумал: «Почему бы не стать железнодо- – джойстик и реверсивная мини-рукоятка для
рожником? Здесь тоже дорога», – вспоминает изменения заданного направления движения
сотрудник «Богатырь Комир». – Я хотел управ- – вперед – назад. Все остальное считывается
лять пассажирскими поездами – зеленый компьютером и выдается на монитор, – отме- Наталья БЕКТЕМИРОВА
свет и скорость. И даже немного там работал. тил Сапаргали Сутжанов. ФОТО: Геннадий ДРОБЕЦ
На тепловозе ТЭ3 Сапаргали Сутжанову до- Есть с чем сравнить работу на роботах-тягачах
велось поработать помощником машиниста, и Виталию Жартовскому, машинисту тепловоза.
позже он перешел на ОПЭ-1, а машинистом Потомственный железнодорожник и не пред-
уже стал на ТЭМ2. ставлял себя в другой профессии. В детстве он
с удовольствием ходил с отцом на работу – тот
– На ТЭ3 мы работали вдвоем – машинист управлял электричкой. Устроившись в кабине
и помощник, а на ТЭМ2 работаешь один. машиниста, мальчишка, затаив дыхание, на-
Со временем привык все делать сам, да и в блюдал за действиями Жартовского-старшего.
управлении этот тепловоз проще, – говорит Став взрослым, он без колебаний выбрал себе
Сапаргали. профессию.
В этом году ему посчастливилось стать частью – Я работал на разных локомотивах – СКД-6,
команды, которая осваивает современную еvolution, на американских тепловозах. Они
технику – Vollert PRO TANDEM. отличаются силой тяги. Когда нам предложили
38 39